Название: Освободители - Все 8 серий Год выхода: 2013 Жанр: Документальный, История, Военный, Биография Режиссер: Александр Касьянов Ведущий: Сергей Маховиков
Когда советские войска вышли на границу СССР, многие считали: все, война закончилась. Но это было не так. Противника еще необходимо было додавить. Для Красной Армии это значило лишь одно – вперед, на Запад, на Берлин! Перед нашими солдатами открывались европейские территории, которые предстояло любой ценой освободить от немецко-фашистских захватчиков. Переход Дуная, операции по освобождению польских городов и фабрики смерти – концлагеря Белграда, Освенцим, Праги, Будапешта, взятие Берлина – об этом документальный сериал «Освободители», ведущим которого стал знаменитый актер Сергей Маховиков.
1. Граница – ворота войны. Брестская крепость. Ворота войны. Именно здесь, в июне 1941 года, Красная Армия понесла свои первые тяжелейшие потери, и война хлынула на нашу землю. И именно сюда, через три года, советский солдат вернулся, чтобы раз и навсегда вышибить врага с родной земли. Но война на этом не закончилась. Началась ее новая история — история освобождения Европы.
2. Краков – взрыва не будет. Про операцию, в результате которой был спасен от уничтожения Краков, написаны книги, сняты фильмы. Интрига была закручена так туго, что сценаристам и писателям даже не приходилось ничего додумывать. Жизнь, как это часто бывает, оказалась куда смелее любого вымысла. Многие обстоятельства тех событий таковы, что в них трудно поверить. Но есть люди, которые и сегодня могут лично подтвердить: Краков действительно был спасен за считанные часы до катастрофы!
3. Одер – на том берегу Победа. Одер – последняя серьезная водная преграда на пути к логову фашистского зверя. Зимой 44-го наши солдаты вышли на восточный берег реки. А там, на западном, немцы создали непреступный рубеж. Но форсировать Одер надо было любой ценой. За ним открывается путь на Берлин, путь к Победе.
4. Прага – весна 45-го. Освобождение Праги – последняя стратегическая операция Красной Армии в Великой Отечественной войне. Все началось с того, что 5 мая 1945 года в Праге вспыхнуло народное восстание против немецкой оккупации. Но было очевидно: силы не равны. И тогда в радиоэфир полетел голос чешских антифашистов: «Красная Армия, помоги!» И наши солдаты пришли на помощь.
5. Берлин – флаг над Рейхстагом. Взятие Берлина. Средоточие ярости нападающих и отчаяния тех, кто еще совсем недавно величал себя покорителями Европы, а в перспективе – и всего мира. Не удивительно, что битва за столицу Третьего рейха стала одной из самых жестоких и кровопролитных за всю историю войны. Наши солдаты шли напролом, не считаясь с потерями. Немцы стояли насмерть, бросая в мясорубку войны даже детей…
6. Белград – братья по крови. Освобождение Белграда обсуждалось заранее и на самом высоком уровне. На уже освобожденных землях Югославии действовали соединения Народно-освободительной армии Югославии, которой командовал Иосип Броз Тито. Для обсуждения плана будущего сражения за Белград он прибыл в Москву, где встретился со Сталиным. Тогда и было принято решение, что в операции по освобождению Будапешта примут участие не только советские войска и Народно-освободительная армия Югославии, но и болгарские военные соединения. Братья-славяне объединились против общего врага.
7. Будапешт – штурм цитадели. Дунай. Серьезный рубеж обороны. В Первую мировую войну русская армия пройти его не смогла, а вот теперь Дунай предстояло форсировать во что бы то не стало. Будапешт на юге имел такое же значение, что Кенигсберг на севере. Не удивительно, что за него отчаянно сражались и наши, и фашисты вместе со своими союзниками — венграми. Битва за Будапешт длилась 108 дней, став самым продолжительным штурмом города за годы Второй мировой войны.
8. Освенцим – фабрика смерти. Равенсбрюк, Бухенвальд, Дахау, Майданек, Освенцим. Страшные названия, как и надписи над воротами. В Бухенвальде – «Каждому свое». В Освенциме – «Труд освобождает». Он и освобождал. Только посмертно. Сначала наши наступающие части решили, что напоролись на какой-то завод или фабрику. И оказались отчасти правы: это и была фабрика — фабрика смерти. До сих пор историки спорят о том, сколько людей уничтожили фашисты в лагерях Аушвиц и Аушвиц-Биркенау. Так немцы называли лагеря смерти возле польского города Освенцим. Кто-то говорит о миллионе человек, кто-то – о пяти миллионах… Но еще живы те, кто может рассказать нам правду.